АССОЦИАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ МАРКЕТОЛОГОВ 

 некоммерческое объединение 

 mail@prommar.ru 
                                                                                        
 8 (495) 668-04-86

Актуальные статьи

Заседание членов Ассоциации ПРОММАР 13.11.2018

ИГ "Инфомайн": 25 лет профессиональной деятельности!

Об использовании статистики
в исследованиях рынков

Об ошибках маркетологов

Когда аналитикам не интересны
заявки на маркетинговые исследования

Как выбрать маркетинговое
исследование рынка

Качественные исследования или
анонсы и полуфабрикаты…

Стандарты

Разделы меню защищенные паролем
предназначены только для членов
ассоциации промышленных
маркетологов

Об использовании статистики в исследованиях рынков 

«Ложь, наглая ложь и статистика». Эту фразу знают многие. 

Те, кто реально сталкивается с обработкой статистической информации, знают, что порой она просто ставит в тупик, и иногда объяснить цифры бывает не просто. 

Особенно в ряде случаев анализа рынков промышленной продукции.  

Поясню на примере, какими статистическими данными подчас оперирует Росстат.  

Нафталин – продукт коксохимического производства (переработка смолы), его в основном производят российские металлургические предприятия. В имеющейся статистике (до 2017 г.) одно из этих предприятий, судя по цифрам, является монополистом. На его долю приходится до 75% от общероссийского производства.  

Как это? Коксохимические производства наших крупных комбинатов имеют примерно одинаковую структуру производства и близкие мощности по основной продукции (коксу). 

Наличие производства нафталина на одном из них, на порядок превышающее показатели других – нонсенс. Высокий уровень производства также никак не подтверждается отгрузками на внутренний рынок и экспорт.  

Пытаемся выйти на представителей предприятия, объясняем ситуацию. «Бред» - говорят нам специалисты комбината, наш уровень существенно ниже, примерно на тот же порядок… 

Получается, что уровень производства нафталина как минимум в 3 раза меньше уровня, зафиксированного в официальной статистике.  

Кроме того, одно из учтенных в статистике предприятий - нафталин не выпускает, а производит нафталиновую фракцию, отличающуюся меньшим содержанием нафталина (это, по сути, сырье). С учетом этого, реальное производство получается в 5 раз (!) меньше статистических показателей.    

Дальше совсем начинается трагикомедия.  

В Номенклатуре продукции по «Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности для разработки статистической информации» имелось целых две (!) позиции «нафталин» - 24.14.12.221 и 24.14.73.180. При этом в первой позиции отчитывались некоксохимические предприятия (оно - одно), во-второй -  упомянутые металлургические комбинаты, имеющие коксохимическое производство. 

В 2017 г. в новой номенклатуре была убрана «вторая» позиция, и не найдя ее, предприятия вообще не отчитались. То есть официально производство нафталина катастрофически упало… 

Таких примеров набирается множество, особенно с учетом практики Росстата с периодической маниакальностью менять номенклатуру статистической отчетности. 

Также нельзя «впрямую» использовать и данные ФТС РФ по экспорту-импорту продукции. Я даже не говорю о многочисленных ошибках и не состыковках в таможенных декларациях, которые надо проверять различными способами. Необходим дополнительный анализ таможенной статистики, если стоит задача точного определения емкости рынка.  

В частности, возвращаясь к исследованию по нафталину, в ТНВЭД эта продукция находится в коде 270740. Однако там наряду с нафталином декларируется и масло, и нафталиновая фракция. Эти продукты надо выделять, иначе расчет «видимого» потребления именно нафталина даст серьезную погрешность. 

Таким образом, использование первичной статистической информации в исследованиях рынков промышленной продукции должно подвергаться подчас существенной корректировке.  

Не секрет, что целый ряд российских маркетинговых компаний предлагает заказчикам обзоры рынков на основе первичной статистики (я это называю «бизнес-статистика»). Их клиенты должны отдавать себе отчет, что при принятии решений на основе подобных «исследований» могут быть допущены серьезные (а может быть даже катастрофические) управленческие решения для бизнеса.  

 

15.10.2018